Всесоюзная стройка автозавода

Между тем, разоренная и разрушенная страна все острее нуждалась в грузовых автомобилях – нужно было восстанавливать и заново строить фабрики, заводы, жилье. Автомобилей катастрофически не хватало. Достаточно сказать что тресту «Автопромстрой» вместо автомобилей выделяли лошадей… В таких условиях скорейший запуск нового предприятия по выпуску автотехники был жизненно необходимым.

1945
Январь – Уход на фронт в Действующую армию части заводской молодежи. Прибытие на завод женщин и девушек из ряда областей республики. Создание женских бригад.
26 августа – Постановление ГКО «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности СССР». Решение о строительстве в Минске завода по выпуску грузовых автомобилей.
Декабрь – Прекращение сборки автомобилей из поставляемых на завод узлов и деталей. Начало подготовки к организации собственного автомобилестроения

Создание нового полноценного завода требовало развертывания полномасштабных строительных работ в Красном урочище. Уже очевидная на то время Победа в Великой отечественной войне дала возможность бросить высвобождавшиеся, ранее подчиненные военной машине, ресурсы на восстановление народного хозяйства. На строительство МАЗа стали поступать техника, материалы и, конечно, люди. Нелегко давалась эта стройка, но упорно, шаг за шагом, строители МАЗа возводили новые цеха, закладывали инфраструктуру сегодняшнего предприятия.

Строительство цехов МАЗа 1946г.

1946
23 февраля – Организация экспериментального цеха.
18 марта – Принятие Верховным Советом СССР решения о строительстве в стране трех новых автомобильных заводов, в том числе завода в Минске.      
4 мая – Постановление бюро ЦК ЛКСМБ «О направлении 5 тысяч комсомольцев и молодежи на строительство и производство минских тракторного и автомобильного заводов».
28 мая – Прибытие на завод по призыву ЦК ЛКСМБ первых 500 юношей и девушек.
Июнь – Организация автоприцепного производства. Начало серийного выпуска трехтонных прицепов.
28 июня – Ввод в эксплуатацию ремонтно-литейного цеха.
12 августа – Преобразование строительно-монтажного управления, созданного для ведения работ на строительстве автосборочного завода в Минске, в союзный строительно-монтажный трест «Автопромстрой». Назначение управляющим трестом К.Д.Дурнова.
6 октября – Пуск в эксплуатацию первой вагранки. Проведение на заводе первой плавки чугуна.
23 октября – Приказ по заводу о разработке плана на 1947 год по основному производству и по подготовке к производству автомобилей семейства МАЗ-200.
12 декабря – Организация цехов шасси и термического, отдела смежных производств и кооперации.