МАЗ: свободное плавание

В разгар перестройки стало ясно – настали тяжелые времена. Рухнувшая плановая экономика обрушила гарантированный ранее спрос на минские грузовики. В условиях рынка тогда работать не умели, да и рынок, как таковой, еще и не сформировался… МАЗ стал работать с перебоями. Во времена всеобщего дефицита в списке продукции Минского автозавода появились хлебницы, табуретки, детские игрушки.
Невысокий, по сравнению с зарубежными аналогами, технический уровень МАЗов не позволял конкурировать с европейской техникой, которой вот-вот откроется дорога в уже бывший Советский Союз. Это толкало конструкторов на применение решений, уже проверенных на европейских машинах, за что они «получали по шапке» - никто не хотел бесплатно делиться запатентованными техническими решениями. Приходилось идти своим путем, не всегда верным. Тем не менее, одно из решений прижилось и получает бурное развитие по сей день. Это применение импортных силовых агрегатов. Первым партнером МАЗа в этом направлении стал немецкий MAN. Его двигатели устанавливали на обновленное к тому времени семейство МАЗ-6422, в частности на трехосный седельный тягач МАЗ-64229 (сегодня на минские грузовики могут установить двигатель практически любого производителя – Камминс, Дойц, Даймлер-Крайслер, Рено, МАН, Детройт Дизель). Кроме того, под маркой МАЗ-МАН на территории завода было начата «отверточная» сборка немецких грузовиков с применением белорусских комплектующих.

МАЗ с двигателем MAN

1988
Февраль - Изготовление двух опытных образцов полноприводных МАЗов грузоподъемностью 100 тонн.
Апрель - Участие 110-тонного автосамосвала БелАЗ-7519 в международной специализированной выставке горнодобывающей техники в Чикаго.
Май - Демонстрация в международном салоне грузовых и специализированных автомобилей в Гамбурге трехосного автомобиля МАЗ с двигателем западногерманской фирмы «MAN»
Октябрь - Участие перспективного, принципиально нового автомобиля МАЗ-2000 - «Перестройка» в международной автомобильной выставке в Париже.
Декабрь - Отправка 150 МАЗов в Армению, пострадавшую от сильного землетрясения.

1989
Январь - Участие в международном салоне грузовых и специализированных автомобилей в Брюсселе трех- и двухосных автомобилей МАЗ с двигателями западногерманской фирмы «MAN».
14 апреля - Выпуск миллионного автомобиля МАЗ.